407-й «честный» способ отъема денег

честный способ отъема денегЧем больше услуг, тем выше прибыль. Видимо, именно этим правилом  руководствовались агенты из Ставрополя, предложившие гражданам страхование по ОСАГО с «приятными» дополнительными бонусами. Помимо оформления полиса, автомобилистам предложили проверить КБМ, написать заявления и рассчитать стоимость за весомую доплату.

Остается гадать, как намеревались страховать предприимчивые агенты, не выполнив обязательный набор действий, фигурирующих теперь в виде платных услуг, и насколько законны подобные сборы.

Разнообразие сервиса

Согласно отзывам возмущенных автомобилистов, в стоимость агентского сервиса вошли:

  • определение соответствия коэффициента «бонус-малус»;
  • предварительный расчет;услуги страховых компаний
  • окончательное вычисление суммы к оплате;
  • оформление договора страхования;
  • сканирование документов водителя;
  • изготовление ксерокопий;
  • оплата расходных материалов (бумага для принтера);
  • оплата работы по внесению сведений в заявление;
  • использование интернета для получения бумаг;
  • сверка представленных оригиналов;
  • изменения в договор ОСАГО;
  • обработка фотографий (страхуемого автомобиля).

Можно было бы счесть курьезом добавление списка компенсацией расходов на транспорт и аренду офиса страхового агента, однако и эти пункты нашли отражение в выписанной квитанции.

Интересный бизнес получился у страховых представителей, получающих выгоду буквально «из воздуха». Попытки получить разъяснения у работников агентства не привели к успеху, так как сотрудники объясняли, что действовали по инструкции, согласно установленным правилам. Потребовалась публикация отзыва в «Народном рейтинге», чтобы компетентные лица связались с автором и сообщили, что выписка квитанции произошла по ошибке.

Деньги вернули, попросив взамен выданную ранее квитанцию с расчетом расходов. Казалось бы, претензии сняты, и проблема исчерпана, если бы не тот факт, что подобная схема работы с взиманием комиссий используется повсеместно.

Что говорят юристы

Что говорят юристы

 

Подобный платный сервис при страховании, включенный в квитанцию клиента, выглядит абсурдным, ведь при оформлении полиса автогражданской ответственности действуют строгие регламенты, обязательные для всех страховщиков и их представителей.

Прежде всего, странно выглядит ситуация, когда за обязательные мероприятия по проверке КБМ и определение цены страховки взимают доплату. РСА предоставляет свободный доступ к автоматическому ресурсу, позволяющему определить КБМ для страхования, абсолютно бесплатно.

Если возникли сомнения в правильности коэффициента, страховщик помогает разобраться с выявленным несоответствием, не взимая никаких доплат с клиента. Проверка и восстановление истории автомобилиста выполняются бесплатно, в рамках основной процедуры страхования.

Заставляя клиента оплачивать дополнительные услуги страхования, агент рискует понести ответственность за административное нарушение по ст. 15.34.1 КоАП РФ за навязывание платного сервиса или отказ в страховании без веских причин. Нарушителю грозит штраф:

  • 20-50 тысяч рублей – для должностных лиц;
  • 100-300 тысяч рублей – для организаций.

Отказ от возврата средств, уплаченных за несуществующий сервис, влечет за собой привлечение агента к ответственности за мошенничество.

Неискоренимая навязчивость

Неискоренимая навязчивость

 

Мы уже сталкивались с навязчивым сервисом при оформлении страховки ОСАГО, когда компании предлагали оформить дополнительные платные услуги, чтобы позволить клиенту купить стандартный полис. Но плата за оформление основного полиса – новинка в сфере страхования.

Возможно, возникшая проблема объясняется особенностями ситуации с ОСАГО в конкретном регионе – в Ставрополье страхование автогражданской ответственности признано убыточным. Не имея возможности регулировать порядок расчета стоимости, компании неохотно занимаются ОСАГО.

Этот случай является одним из множества вариантов, как страхование позволяет извлекать дополнительный доход. Направленный против злоупотреблений страховщиков закон, допускает возврат средств за полис в течение «периода охлаждения». Однако его применение ограничено добровольными видами страхования, предлагаемыми бонусом к обязательной страховке ОСАГО.

Требование уплаты за услуги по расчету КБМ и подготовке полиса выходят за рамки дополнительных программ страхования, а значит, «период охлаждения» к подобным затратам страхователей неприменим.

Где найти управу?

Где найти управу?

 

Потребителю страховых услуг, которому выставили счета за несуществующие или сомнительные услуги, не стоит отчаиваться. Контроль за работой страхового посредника обязан осуществлять страховщик. При выявлении нарушений с незаконно взимаемой доплатой страховая компания исключит посредника из списка партнеров, расторгнув договор.

Помимо жалобы в страховую компанию, пострадавший вправе обратиться в Центробанк, в чьей компетенции контроль за работой компаний на рынке страхования. Даже если не удастся вернуть выплаченную посреднику сумму, это создаст почву для обсуждения проблемы на самом высоком уровне и выработки решения.

По сведениям из Службы по защите прав потребителей финуслуг ЦБ РФ в Южном федеральном округе, жалобы подобного рода поступают часто, однако прояснить степень распространенности проблемы неправомерных взысканий там затруднились.

В целях защиты страхователей Всероссийским союзом страховщиков уже выдвигались предложения о ведении реестра агентов по страхованию. Исключение из перечня означало бы запрет на ведение страховой деятельности. По мнению ВСС, принципы контроля за работой страховых агентов давно нуждаются в изменениях, в частности во введении раздела на агентов, работающих только с одной компанией, и несвязанных агентов. В первом варианте агенты вправе предлагать продукты других компаний только в случае отсутствия схожих видов услуг у основного страховщика.

Еще не стихло обсуждение неправомерных оформлений дополнительных полисов страхования по кредитным продуктам и применения «периода охлаждения», а чрезмерно предприимчивые граждане разрабатывают новые идеи и способы отъема средств через страхование. Вполне возможно, что пример Ставрополья позволит разобраться с правонарушениями в области страхования через агентов, избавив автомобилистов от опасного сотрудничества с СК через посредников.

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Рейтинг автора
Автор статьи
Мария Баркова
Закончила финансовый университет (бывш. ГУМФ), работала  в Сбербанке управляющий отделением Банка. Знаю многое о финансах и экономике.
Написано статей
77
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: