Чем больше услуг, тем выше прибыль. Видимо, именно этим правилом руководствовались агенты из Ставрополя, предложившие гражданам страхование по ОСАГО с «приятными» бонусами. Кроме оформления полиса, автомобилистам предложили проверить КБМ, написать заявления и рассчитать цену за весомую доплату.
Остается гадать, как собирались страховать предприимчивые агенты, не выполнив обязательный набор действий, фигурирующих теперь в виде платных услуг, и насколько законны такие сборы.
Разнообразие сервиса
По отзывам возмущенных водителей, в цену агентского сервиса вошли:
- определение соответствия коэффициента «бонус-малус»;
- предварительный расчет;
- окончательное вычисление суммы к оплате;
- оформление договора страхования;
- сканирование документов водителя;
- ксерокопии;
- оплата расходных материалов (бумага для принтера);
- оплата внесения сведений в заявление;
- интернета для получения бумаг;
- сверка представленных оригиналов;
- изменения в договор ОСАГО;
- обработка фотографий (страхуемого автомобиля).
Можно было бы считать курьезом добавление списка компенсацией расходов на транспорт и аренду офиса страхового агента, однако и эти пункты нашли отражение в выписанной квитанции.
Интересный бизнес получился у страховых представителей, получающих выгоду «из воздуха». Попытки получить разъяснения у работников агентства не привели к успеху, так как сотрудники объясняли, что действовали по инструкции, по установленным правилам. Потребовалась публикация отзыва в «Народном рейтинге», чтобы компетентные лица связались с автором и сообщили, что выписка квитанции произошла по ошибке.
Деньги вернули, попросив взамен выданную ранее квитанцию с расчетом расходов. Претензии сняты, и проблема исчерпана, если бы не использование такой схемы работы с взиманием комиссий повсеместно.
Что говорят юристы
Такой платный сервис при страховании, включенный в квитанцию клиента, выглядит абсурдным. При оформлении полиса автогражданской ответственности действуют строгие регламенты, обязательные для всех страховщиков и их представителей.
Странно выглядит ситуация, когда за обязательную проверку КБМ и определение цены страховки взимают доплату. РСА предоставляет свободный доступ к автоматическому ресурсу, позволяющему определить КБМ для страхования, абсолютно бесплатно.
Если возникли сомнения в правильности коэффициента, страховщик помогает разобраться с выявленным несоответствием, не взимая никаких доплат с клиента. Проверка и восстановление истории автомобилиста выполняются бесплатно, в рамках основной процедуры страхования.
Заставляя клиента оплачивать дополнительные услуги страхования, агент рискует понести ответственность за административное нарушение по ст. 15.34.1 КоАП РФ за навязывание платного сервиса или отказ в страховании без веских причин. Нарушителю грозит штраф:
- 20-50 тысяч рублей – для должностных лиц;
- 100-300 тысяч рублей – для организаций.
Отказ от возврата средств, уплаченных за несуществующий сервис, влечет за собой привлечение агента к ответственности за мошенничество.
Неискоренимая навязчивость
Мы уже сталкивались с навязчивым сервисом при оформлении страховки ОСАГО, когда компании предлагали оформить дополнительные платные услуги, чтобы позволить клиенту купить стандартный полис. Но плата за оформление основного полиса – новинка в сфере страхования.
Возможно, возникшая проблема объясняется особенностями ситуации с ОСАГО в конкретном регионе – в Ставрополье страхование автогражданской ответственности признано убыточным. Не имея возможности регулировать порядок расчета цены, компании неохотно занимаются ОСАГО.
Этот случай один из вариантов, как страхование дает дополнительный доход. Направленный против злоупотреблений страховщиков закон, допускает возврат средств за полис в течение «периода охлаждения». Однако его применение ограничено добровольными видами страхования, предлагаемыми бонусом к обязательной страховке ОСАГО.
Требование уплаты за услуги по расчету КБМ и подготовке полиса выходят за рамки дополнительных программ страхования, а значит, «период охлаждения» к подобным затратам страхователей неприменим.
Где найти управу?
Покупателю страховых услуг, которому выставили счета за несуществующие или сомнительные услуги, не отчаивайтесь. Контроль за работой страхового посредника обязан проводить страховщик. При выявлении нарушений с незаконно взимаемой доплатой страховая компания исключит посредника из списка партнеров, расторгнув договор.
Кроме жалобы в страховую компанию, пострадавший вправе обратиться в Центробанк, в чьей компетенции контроль за работой компаний на рынке страхования. Даже если не получится вернуть выплаченную посреднику сумму, это создаст почву для обсуждения проблемы и выработки решения.
По сведениям из Службы по защите прав потребителей финуслуг ЦБ РФ в Южном федеральном округе, такие жалобы поступают часто. Однако прояснить степень распространения проблемы неправомерных взысканий там затруднились.
В целях защиты страхователей Всероссийским союзом страховщиков уже выдвигались предложения о ведении реестра агентов по страхованию. Исключение из списка означало бы запрет на ведение страховой деятельности. По мнению ВСС, принципы контроля за работой страховых агентов давно нуждаются в изменениях. В частности во введении раздела на агентов, работающих только с одной компанией, и несвязанных агентов. В первом варианте агенты вправе предлагать продукты других компаний только при отсутствии схожих видов услуг у основного страховщика.
Еще не стихло обсуждение неправомерных оформлений дополнительных полисов страхования по кредитным продуктам и применения «периода охлаждения». Чрезмерно предприимчивые граждане разрабатывают новые идеи и способы отъема средств через страхование. Возможно, что пример Ставрополья позволит разобраться с правонарушениями в области страхования через агентов, избавив водителей от опасного сотрудничества с СК через посредников.