Самозанятый – совершенно особая категория сотрудников, c которыми очень выгодно взаимодействовать в последнее время. Оплачивать достаточно лишь товары или услуги, тогда как перечислением налогов занимается непосредственно исполнитель. Однако и в этом деле следует проявлять бдительность, так как если самозанятый неожиданно утратит свой статус, то компания, что сотрудничала с ним, может получить проблемы. Именно поэтому рекомендуется заблаговременно выполнить проверку смз, чтобы знать, какие действия придётся предпринимать, если исполнитель его вдруг лишиться.
В каких случаях статус самозанятого может быть утрачен
Существует три причины по которым самозанятый лишается своего статуса:
- Отказ от статуса самостоятельно;
- Достижение ежегодного дохода до 2,4 млн рублей и более.
- Нарушение налогового режима.
Если подобное случается, то компания платит НДФЛ и другие страховые взносы с вознаграждения, полученного исполнителями. В противном случае будет назначен штраф, который составит 20% от всей суммы неуплаченного налога и взносов.
Для того чтобы исключить подобные неприятности, следует обязательно включить в договор с самозанятым пункт о том, что он обязуется сообщать об утрате своего статуса. Также нелишним будет проверить наличие его самостоятельно, не только при заключении договора, но и перед тем, как оплачивать товар или услугу.
Каким образом можно проверить статус исполнителя
Убедиться в том, что самозанятость оформлена, можно, обратившись на специализированный сайт ФНС, кроме того, аналогичным образом работает сервис «Мои самоза нятые», где зная ИНН человека, можно отыскать нужную информацию практически моментально.
Как поступить, когда самозанятый лишится статуса
Если дополнительно такой человек имеет регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, то все те риски, что неразрывно связаны с утратой статуса, он несёт самостоятельно. Если же физическое лицо ведёт сотрудничество, не имея статуса ИП, то второй стороне приходится платить уже и страховые взносы со всех выплат, и НДФЛ.
В самом начале сотрудничества при заключении договора, обнаружив утрату статуса самозанятого, можно просто расторгнуть договор, не приступая к работе.
В соответствии с общими правилами ставка НДФЛ составляет 13%. Страховые взносы будут варьироваться в рамках единой предельной базы, они составляют 0%. В результате, если компания, выступающая в роли заказчика, своевременно не отследит утрату исполнителем статуса самозанятого, то на неё возлагается ответственность за выплаты в бюджет 43% от общего вознаграждения такого сотрудника. Последний обязан оформлять чеки, используя для этой цели приложение «Мой налог». Далее эти документы передаются заказчику непосредственно в момент расчёта по завершению работы.
Нет никакой разницы, рассчитались ли с ним наличными или одним из доступных электронных средств платежа. Чек передаётся в любом случае не позже девятого числа следующего месяца, в противном случае представители ФНС решат, что самозанятый получил денежные средства, как физическое лицо, и обязательно доначислят и взносы, и НДФЛ. Поэтому проверку смз по ИНН не стоит забывать проводить регулярно.
Почему стоит доверять сервису «Мои самозанятые»
Дело в том, что данный сайт является официальным партнёром ФНС. Таким образом, в автоматическом порядке он сможет проверить статус внештатного сотрудника перед тем, как начислить ему вознаграждение. Если статус не подтвердится, то выплата попросту не пройдёт, так как заказчику об этом придёт определённый сигнал.
Собираясь сотрудничать на столь выгодных условиях, необходимо всегда помнить о том, насколько важно своевременно и регулярно проверять любого фрилансера на самозанятость. Делать это необходимо не только на момент подписания соглашения о взаимодействии, но и перед каждой непосредственной выплатой для того, чтобы обезопасить все стороны.